Сайт отвечает требованиям статьи 29 закона "Об образовании в РФ"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым                                         
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
"ЛИВАДИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

 переулок Юности, д. 8, пгт Ливадия, г. Ялта, Республика Крым, 298655
+7 (3654) 31-45-95,  31-41-01 e-mail: livint@yandex.ru, 011@crimeaedu.ru

    Служба медиации

    Школьная медиация -
    актуальная проблема для образовательной системы России.

    Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

    Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

    Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

    На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

    В России более 12 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме Школьных служб примирения. Модель Школьной службы примирения разработана и усовершенствуется межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа». Особенности данной модели заключаются в следующем:

    1. Ее деятельность основана на парадигме восстановительного правосудия или восстановительной медиации, в центре внимания которой – ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в заглаживании им самим причиненного жертве вреда и восстановлении разрушенных отношений. Также важно, чтобы конфликтующие стороны перестали видеть друг в друге врага и поняли, как видит ситуацию противоположная сторона.

    2. В Школьную службу примирения входят учащиеся, поскольку часть происходящих в образовательном учреждении конфликтов скрыта от взрослых, и помочь решить их могут только сверстники.

    3. В соответствии со Стандартами восстановительной медиации, Школьная служба примирения может не только использовать восстановительную медиацию, но и привлекать школьное сообщество для урегулирования конфликтов в виде других восстановительных программ «Круг поддержки сообщества» и «Школьная восстановительная конференция».

    4. В работе Школьной службы примирения большое внимание уделяется воспитательному результату. Этот результат может выразиться в осознании участниками конфликта произошедшего события и последствий, в принятии на себя ответственности за исправление последствий случившегося, в обсуждении вопроса, что нужно сделать, чтобы подобное больше не повторилось.

    5. Школьная служба взаимодействует с территориальной службой примирения и/или региональной ассоциацией восстановительной медиации.

    6. Школьная служба примирения стремится распространить свои идеи и принципы, популяризирует их педагогам, ученикам и их родителям, проводит просветительские и обучающие мероприятия.

    Важность создания школьных служб примирения и развития восстановительного подхода отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Это дает административную поддержку процессу развития служб примирения в России. Основной акцент школьная медиация должна делать на разрешении конфликта или на воспитании и не повторении подобного в будущем.

    ГЛОССАРИЙ

    Медиация - это альтернативный метод разрешения споров, в котором третья нейтральная сторона - медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор в поиске взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Основным отличие медиации от других видов споров с участие третьей стороны является отсутствие у него полномочий вынесения решений. Стороны в медиации совместными усилиями вырабатывают решение, которое отвечает их интересам

    Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами

    Медиативные процедуры – процедуры, применяемые в отношении конфликтующих сторона, а также для профилактики конфликтов в группе. Наиболее распространенные процедуры: программа примирения, круги заботы, школьные конференции

    Школьная медиация - собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп, в основе которого лежат принципы открытости, понимания, ненасилия, позитивного эмоционального контакту и др.

    Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.

    Школьная конференция – одна из медиативных процедур, которая предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя

    Классическая программа медиации – это программа примирения жертв и правонарушителей (Victim-Offender Reconciliation Programs), известная также под названием «Медиация жертв и правонарушителей». Ее ядром является встреча сторон и достижения соглашения по заглаживанию вреда. Эта программа также включает предварительные встречи медиатора со сторонами. Можно сказать, что это медиация полного цикла (исходя из нашей схемы – законченная медиация).

    Программа примирения – одна из медиативных процедур, представляющая собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Организуется школьной службой примирения, осуществятся на основе правил восстановительного подхода.

    Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор

    Восстановительный подход к решению конфликтной ситуации – подход, основный на следующих правилах:
    - передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;
    - акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам;
    - выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;
    - восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.